Уважаемые родители, успешность обучения ребенка в школе зависит от того, как развиты у него познавательные психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление).Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Родители, педагоги являются главными участниками в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.
Вашему вниманию предлагается ряд простых игр, направленных на развитие познавательных процессов.

Игры и упражнения на развитие восприятия:

"Перевертыши" (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).

"Как пройти к зайке", "Путешествие по комнате", "Куда пойдешь, что найдешь" (ориентация в пространстве по плану - схеме).

"Узнай форму" (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).

"Найди отличия" (учить находить отличия у похожих предметов).

"Построй по росту" (построить предметы, соответственно их высоте).

"Сложи картинку" (составить из частей целую картинку).

"О чем я говорю?" (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).

"Какое время года?" (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).

"Угадай предмет" (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

Игры и упражнения на развитие внимания:

Да и нет не говорите. Белого и черного не носите". (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить "да" и "нет").

Игры - головоломки.

Загадки.

"Найди отличия".

"Найди два одинаковых предмета".

"Будь внимателен" (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).

"Волшебное слово" (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: "Пожалуйста!").

"Где что было", (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

"Назови, что ты видишь" (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

Игра "Карлики и великаны" (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

Игры и упражнения на развитие памяти:

Запомни предметы" (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).

"Детектив" (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).

"Пирамида" (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок - повторяет и т.д.)

"Что ты видел в отпуске?" (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).

"Следопыт" (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).

"Что ты ел на обед?" (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).

"Одежда" (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

"Нарисуй такой же" (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).

"Я положил в мешок" (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).

"Короткий рассказ" (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).

"Башня" (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).

"Фигурка из палочек" (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

Игры и упражнения на развитие мышления:

"Разложи картинки" (учить учитывать последовательность событий).

"Оканчивание слов" (учить заканчивать слово по начальному слогу).

"Найди лишний предмет", "Найди в ряду лишнюю фигуру" (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

"Творческий подход" (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

"Антонимы" (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: "тяжелый - легкий", "сильный -слабый", "легкий - тяжелый и др.).

"Уникуб", "Лото". "Домино", пазлы, конструкторы.

Загадки.